Жилищное строительство осуществляется на комплексной основе. При этом обустройство жизненного пространства предполагает гармоничное сочетание комфорта, выраженного, в том числе, в элементах социальной инфраструктуры, и эстетической привлекательности.
Представление о том, что важно для комфортной жизни и как будет выглядеть та или иная территория полезно черпать из обратной связи с жителями этих территорий и экспертами. Такая идея заложена в содержание Федеральных законов № 494-ФЗ и № 627-ФЗ. Официально цель законодательных «инъекций» определена как формирование механизма комплексного развития территорий.
Само понятие «комплексное развитие территорий» - КТР - появилось в нашем правовом поле в 2020 году, когда в градостроительное законодательство ввели целую главу с аналогичным названием. В это понятие законодатель вложил значительную смысловую и функциональную нагрузку, определив КТР как систему мероприятий планировки территорий, направленных на создание комфортных условий жизни.
Иными словами, жилищное строительство выходит на совершенно новый архитектурно-технологический и организационный уровень, когда решается не просто тривиальная задача, выраженная в возведении определенного количества квадратных метров жилья, а планируется и возводится, своего рода, жилая полисистема, позволяющая обеспечить максимальный уровень функциональности и комфорта.
Федеральный закон № 627-ФЗ, в большей степени, направлен на снабжение Градостроительного кодекса РФ механизмом реализации его положений. В частности, появилось понятие «оператор КРТ». По сути – это юридическое лицо, создаваемое в зависимости от уровня либо федеральным Правительством, либо субъектом РФ, ил муниципальным образованием. Важно, что в уставном капитале такого юридического лица доля государства должна превышать пятидесятипроцентный порог. Оператора КРТ Закон № 627-ФЗ наделяет статусом субъекта уполномоченного на реализацию решений о КРТ на всех его этапах.
Внесены поправки в нормативные положения, регулирующие проектную стадию. Новеллой является возможность начинать подготовку проектных документов не после, а параллельно с изъятием объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд. Такой подход позволяет существенно сократить организационный и инвестиционно-строительный циклы. Механизм формирования земельного участка для КРТ также усовершенствован. Участки для этих целей разрешено формировать, основываясь на схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, минуя цикл дополнительной подготовки проекта межевания территории. Это также сокращает сроки.
«Вся документация, образующаяся в процессе осуществления мероприятий КРТ, в силу Закона, должна размещаться в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, что позволит создать хорошую информационную базу для системы межведомственного взаимодействия», - отмечает эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС Геннадий Шевченко.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.