РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Как мы в Ингушетии побывали в гостях

НИА-Ингушетия

IMG 2447Мы – это довольно пёстрая компания, состоящая из журналистов, блогеров, экскурсоводов, студентов, обучающихся специальностям, связанным с индустрией туризма, которая рано утром 28 июня отправилась из Пятигорска в Назрань дабы на себе ощутить магию кавказского гостеприимства. Официально это турне именуется «Гастрономическим туром» и проводится оно уже третий раз Комитетом Республики Ингушетия по туризму и пятигорской туристической компанией «Валькирия». Приурочена наша поездка была, как и две предыдущие, к мусульманскому празднику Ид аль - Фитр (Мархаш), который называют «Праздником разговения», и который известен также как «Рамазан-Байрам» или «Ураза-Байрам». Праздник наступает после завершения благословенного месяца Рамадан.

Около 11 часов мы прибыли к главному входу в Мемориал Памяти и Славы в Назрани, где нас уже поджидала, стойко перенося изнуряющую жару, большая группа гостеприимных хозяев. Знакомство началось с посещения Мемориала. Однако рассказ об этом мы упускаем. Не потому, что увиденное не достойно внимания, а потому, что этому следует посвятить отдельный материал. И выдержать его в совершенно другом тоне.

По завершении экскурсии нас разобрали по домам. Группа из четырёх человек (наш корреспондент, две обаятельные представительницы какого-то интернет-издания и экскурсовод Денис) достались Умару Цароеву, работнику городской администрации Магаса, увлекающемуся изучением истории своего народа, когда-то занимавшемуся дзюдо. Кстати, с его точки зрения дзюдо как никакой другой вид борьбы подходит ингушам. «Мы – ленивые ребята, - рассказывает наш хозяин, гид и водитель в одном лице, - мы не можем долго топтаться по ковру как вольники или классики, мы делаем одно молниеносное движение – и схватка закончена!»

И вот - мы прибыли. Умар привёз нас не в своей дом (он живёт в многоэтажном жилом комплексе, расположенном у дороги Назрань-Магас и из окон его квартиры в ясную погоду видны обе столицы Ингушетии, Владикавказ и открывается потрясающая панорама Кавказских гор), а в дом своего дяди, трагически погибшего несколько лет назад, где нас встречали его вдова и старший сын.

Ингушский дом. Сегодня это как правило каменное полутора- и более этажное строение, обнесённое высоким забором с железными воротами и просторным вымощенным камнем и содержащемся в идеальной чистоте внутренним двором. Почти обязательный атрибут – крытая навесом галерея, которая может соединять жилую часть с хозяйственным помещением (например, гаражом), а может быть просто местом, где в жаркую погоду так хорошо просто посидеть или попить чаю. Рядом с массивными воротами – калитка, которая всегда, в любое время суток, полуоткрыта.

На парадном крыльце нас встречала почти вся семья: хозяйка дома, один из её сыновей, две невестки и трое внуков. Очень забавно выглядел молодой человек лет 4-х в белом костюме-тройке и с галстуком-бабочкой, который чувствовал себя в этом облачении явно не очень уютно, но при этом стойко, как и полагается настоящему мужчине, переносил выпавшее на его долю испытание.

Особенность праздника Ид аль – Фитр, или Мархаш, в Ингушетии – он отмечается три дня. Первые два по гостям ходят мужчины, на третий - своих родственников посещают женщины.

В столовой накрыт богатый праздничный стол, описание которого читать на голодный желудок не рекомендуется. Главное отличие стола праздничного от стола будничного – наличие нескольких мясных блюд: крупные куски варёной говядины, баранья нога, филе индейки. В будни стол ингуша, по словам Умара, гораздо скромнее: чурек из кукурузной муки, лепёшка чапильг, творог с топлёным маслом и яйцом, тот же творог со сметаной и простоквашей, кабардинский соус из картофельного пюре, разведённого горячим бульоном с добавлением обжаренного в масле репчатого лука. В соус обмакивают местный вариант галушек. Наличие в рационе большого количества продуктов, содержащих кальций, делало кости предков современных ингушей большими и крепкими. Это подтверждается находками в старых склепах. Обнаруженная там костная ткань отличалась к тому же необычайной белизной.

Самое почётное место во главе стола занимает старший из гостей-мужчин своего тейпа, или представитель другого тейпа, если таковой присутствует среди гостей. За нашим столом это место досталось нашему корреспонденту, отвечающему обоим требования. Однако исполнить главную миссию старшего по столу, ведение праздничного застолья, он не смог в силу незнания местных традиций, и помочь ему в это деле взялся Умар.

Пока старший сын хозяйки и ей невестки следили за тем, чтобы наши тарелки не пустовали, мы вели беседу, которая тоже является непременным атрибутом праздничного застолья и получаемое от неё удовольствие ничуть не меньше, чем от вкушения предлагаемых блюд.

Говорили обо всём.

О том, как ингушский юноша выбирает спутницу жизни. Он, кстати не может жениться до тех пор, пока не нашли спутниц жизни старшие братья. Также не может выйти замуж младшая из дочерей, пока её старшие сестры не обзавелись семьями. Велика роль в решении вопроса выбора принадлежит тейпу. (Тейп — это единица родоплеменной организации вайнахского народа (чеченцев и ингушей). Тейп представляет собой совокупность нескольких связанных между собой родов (ингуш. гІар), как правило, по географическому принципу – прим. редакции). Старейшины тейпа решают, может ли юноша породниться с представительницей того или иного тейпа. Но даже если молодые принадлежат к одному тейпу, важно также, чтобы они следовали одному пути (тарикату) в исламе. Если тейп молодого человека не имеет претензий к тейпу его избранницы, и оба следуют одному пути, можно засылать сватов. А если нет, но чувства юноши очень сильны? Тогда невесту можно и украсть. Сделать это, однако, следует до того, как к девушке официально посватается кто-то другой. Тогда воровство чревато серьёзными последствиями. Кстати, Умар свою жену украл. Какая роль во всём этом процессе принадлежит будущей невесте, мы не поняли.

О коллективной ответственности тейпа за проступки своего члена. Выражается, в частности, в том, что тейп сам находит и выдаёт принадлежащего тейпу человека, совершившего преступление, так как иначе за его проступок отвечают все члены тейпа и это кладёт тень на его авторитет.

О племени женщин-воительниц (амазанок), когда-то жившем на этой земле. Они приходили в селения, вступали в связь с местными мужчинами, затем уходили, а через девять месяцев приносили в его семью младенца-мальчика (девочек они воспитывали сами), и опять уходили.

О том, что держать данное слово и выполнять данное обещание – главное качество ингушского мужчины. Не обладающего таковым соплеменники презирали, да и за мужчину не считали.

О готовности каждого ингуша помочь тебе. Слова, «могу ли я тебе чем-то помочь» или «если тебе что-то нужно – обращайся» здесь не фигуры речи, ни к чему не обязывающая дань вежливости. Это выражение искреннего желания прийти тебе на помощь.

Беседа продолжалась, наши тарелки не пустели и уже не хотелось покидать эту уютную столовую, этот гостеприимный дом. Но праздники имеют обыкновение заканчиваться. Мы вышли во двор, где сделали совместную фотографию. На память об этой встрече наш корреспондент получил традиционный подарок мужчине в Мархаш – носовой платок. А ещё - книгу «Пантеон Ингушей» Марет Цароевой, дважды доктора наук Сорбонcкого университета, французской исследовательницы ингушского происхождения, занимающейся историей религий.

Для тех, кто с недоверием отнесётся к прочитанному советуем приехать в Назрань или любой другой населённый пункт Ингушетии, повернуть на любую улицу, войти в первую попавшуюся приоткрытую калитку и обратиться к хозяевам с каким-ли вопросом или просьбой. А потом мы можем обменяться впечатлениями.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.