РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Евкуров, соблюдая традиции, борется за новое будущее Ингушетии

НИА-Ингушетия

PICT0143Обсуждение вопросов развития глобальной и региональных экономик на ПМЭФ 2018 проходило с пристальной оглядкой на ситуацию на Ближнем Востоке. Форум показал, что для укрепления своих позиций в регионе Россия использует не только большую политику, но и старается наладить диалог на межрегиональном уровне. Основная ставка делается на непосредственные экономические контакты между северокавказскими республиками и ближневосточными странами. 

Выход США из так называемой ядерной сделки с Ираном повлек за собой масштабную перестановку сил на Ближнем Востоке. Очередной раз регион стал местом притяжения дипломатического внимания ключевых мировых и региональных игроков. Глобальные интересы к Ближнему Востоку, помимо США, есть у России и ЕС, а среди региональных акторов выделяются Израиль и Саудовская Аравия. Неслучайно ближневосточная проблематика стала одной из основных тем встречи Владимира Путин и Эммануэля Макрона, прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума.

По мнению бывшего посла Франции в Сирии Мишель Дюкло, обе страны поддерживают достигнутые с Ираном в 2015 году соглашения, закрепленные в Совместном всеобъемлющем плане действий. Примечательно, что в преддверии ПМЭФ ближневосточная тема все чаще стала появляться в российской дипломатической повестке дня. Так, в середине мая Владимир Путин обсудил Ближний Восток с Реджепом Эрдоганом, который возглавляет еще одного крупного регионального игрока – Турцию. А месяцем ранее российский президент выразил готовность развивать сотрудничество со странами Лиги арабских государств.     

Не удивительно, что ближневосточная проблематика оказала серьезное влияние на непосредственную риторику обсуждения экономических вопросов и неофициальную часть повестки дня. К последней относится активное участие глав и представителей северокавказских республик в переговорах с делегациями представителей стран ближневосточного региона. С российской стороны наибольшую активность проявляет Республика Ингушетия, которая имеет тесные экономические контакты с Катаром и Саудовской Аравией.

Обсуждение с катарской делегацией взаимной торговли и привлечение инвестиций в республику началось в феврале и продолжилось в рамках ПМЭФ. На форуме посол Катара в России Фахад Мухаммед аль-Аттыйя подтвердил намерение создать рабочую группу по обсуждению социальных и инвестиционных проектов, подчеркнул глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

Что касается связей с Саудовской Аравией, то еще в конце 2016 года республика представила 20 инвестиционных проектов ближневосточным предпринимателям, а уже в начале 2017 года стало известно о реализации планов по выводу ингушских фруктов, мяса, воды и меда на рынок этой страны. «Для нас главное – привлечь инвестора, помочь ему на первоначальном этапе, чтоб он мог встать на ноги, минимизировать его расходы», - отмечал ранее глава региона.

Стоит отметить, что в силу различного рода причин в официальную деловую программу организаторы не включили ни обсуждение Ближнего Востока, ни бизнес-диалог между Россией и ближневосточными странами. Последнее масштабное официальное обсуждение вопрос сотрудничества России и Ближнего Востока было на ПМЭФ в 2015 году. Тогда в панельной дискуссии участвовали министры из Бахрейна, Египта, Ливана и Иордании, а также представители крупных ближневосточных инвестиционных фондов. Однако отсутствие Ближнего Востока в официальной повестке форума говорит о том, что большая политика остается за президентом, а вот межрегиональное сотрудничество с ближневосточными странами отдается на откуп северокавказским республикам.

И здесь делается ставка на конкретное сотрудничество для укрепления связей с ключевыми странами региона. России важно не только создание долгосрочных геополитических альянсов, но и привлечение инвестиций из богатых стран Персидского залива, полагает директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. Совместные экономические, социальные и культурные проекты помогут не только укрепить роль России на Ближнем Востоке, но и собственную динамику развития в странах региона, отмечали также эксперты Ближневосточной конференции клуба «Валдай» в феврале.     

Основой сотрудничества северокавказских республик со странами Ближнего Востока может стать общность религии и культуры. И здесь примечателен опыт взаимодействия Турции и стран Западных Балкан. Религиозный фактор во многом позволил продвинуть турецкие интересы в регионе за счет реализации локальных экономических, социальных и культурных проектов, будь то строительство школ или поддержка малого предпринимательства в Албании, Македонии, Косово и Боснии и Герцеговине.   

Заметим, что наряду с качеством институтов и политической стабильностью религиозные вопросы активно принимаются во внимание при реализации инвестиционных проектов. Недавние события в Ингушетии, связанные с отлучением Юнус-Бека Евкурова от мусульманской общины, напрямую противоречат национальным интересам России. По словам журналиста Максима Шевченко, у Евкурова есть конфликт с частью традиционных исламских структур, опирающихся на традиционные суфийские ордена, которые идентичны, между прочим, с чеченскими. Очевидно, что муфтий Хамхоев находит безусловную поддержку у Рамзана Кадырова, но я не думаю, что у этого конфликта для Хамхоева большие перспективы, говорит г-н Шевченко.

Духовный центр мусульман распространил заявление об отстранении 27 мая. В свою очередь Юнус-Бек Евкуров отметил, что организация распространила провокационное заявление в период священного для мусульман месяца Рамадан, когда, наоборот, нужно проявлять сдержанность и миролюбие. «Муфтият не может вести свою деятельность, выстраивая ее под личные параметры», - подчеркнул он. Напомним, что в декабре 2015 года Евкуров выразил недовольство работой Духовного центра мусульман и выступил за отставку его руководителя Исы Хамхоева. А в начале 2016 года началась процедура ликвидации муфтията как общественной организации, не выполняющей своих обязанностей. В августе 2017 года Верховный суд Ингушетии на основании ходатайства регионального минюста приостановил на неопределенный срок производство по заявлению о ликвидации и исключении из единого реестра юридических лиц ДЦМ Ингушетии.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.