РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

В Республике Ингушетия разрабатывается и реализуется стратегия социально-экономического развития.

НИА-Ингушетия

MalsagovЧто такое «стратегия социально-экономического развития»: насущная необходимость или формальная, и, к тому же дорогостоящая, бумажка, не приносящая никакой пользы? Об этом и о порядке разработки подобного документа на примере Республики Ингушетии директору «НИА Кавказ» рассказала руководитель отдела территориального развития ООО «Ки Партнер» Мария Перова. Компания является деловым партнёром Правительства Республики Ингушетия по разработке стратегии.

«Стратегия социально-экономического развития или ССЭР является базовым документом, определяющим цели, задачи и основные приоритеты развития региона на долгосрочную перспективу. Современные требования к разработке ССЭР определены в Федеральном законе от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон выстраивает общую систему стратегического планирования в стране, на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.

Конечно, нельзя говорить о том, что только стратегия определяет уровень развития региона. На него оказывает влияние совокупность многих факторов, однако в любом случае стратегия – это ключевой документ, задающий основные векторы развития территории и позволяющий сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на достижении поставленных целей.

Если говорить о социально-экономическом развитии Ингушетии, то важно отметить ключевые особенности этой республики.

Наследием советской эпохи здесь стала неразвитая социальная, транспортная и коммунальная инфраструктуры региона, отсутствие крупных промышленных предприятий и деградация сельскохозяйственной отрасли.

При этом, несмотря на непростую историю и невысокий уровень общего социально-экономического развития, в последнее время темпы роста региональной экономики набирают силу, по отдельным показателям опережая соседние регионы Северного Кавказа.

При разработке стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия до 2030 года мы опирались на лучший опыт стратегического планирования в нашей стране и в мире с учетом традиций и уникальных особенностей региона.

Жители Ингушетии проявили высокую заинтересованность в развитии республики, что позволило нам на этапе стратегической диагностики провести более 60 глубинных интервью с представителями органов власти (министерства и комитеты республики, главы муниципальных образований), предпринимателями (экспертная группа «Агентства стратегических инициатив», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, благотворительные организации, представители бизнеса), образовательными учреждениями (ВУЗы), общественными организациями (Совет старейшин) и др.

Общение с таким широким кругом лиц позволило нам выявить ключевые проблемы развития Ингушетии, узнать и, в последующем, сбалансировать потребности и интересы основных стейкхолдеров региона.

При определении системы целей, задач и приоритетов развития республики было проведено 2 стратегических сессии (социальная и экономическая). В работе сессий приняло участие около 100 человек, представляющих различные группы интересов в регионе. Целью проведения таких публичных мероприятий является совместная выработка социальных и экономических приоритетов развития республики, налаживание диалога населения и бизнеса с властью.

В результате основными приоритетами развития до 2030 года были определены:

  1. Занятость населения
  2. Рост обеспеченности жильем и объектами социальной инфраструктуры
  3. Развитие образования
  4. Улучшение инвестиционного климата
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства
  6. Обеспечение продовольственной безопасности
  7. Безопасность ведения бизнеса

В качестве приоритетных отраслей экономики выделены: животноводство и растениеводство, пищевая промышленность, легкая промышленность, строительство и промышленность строительных материалов, туризм. Это традиционные для Ингушетии виды деятельности, позволяющие на первом этапе обеспечить максимальную занятость населения республики.

Контроль исполнения Стратегии осуществляет Министерство экономического развития Республики Ингушетия.

Для успешной реализации Стратегии предполагается использовать не только программно-целевой, на и проектный подход к стратегическому управлению. Проектные команды создаются в случае выявления существенных отклонений фактически достигнутых показателей от их целевых значений. Целью создания проектных команд является выявление причин недостижения заявленных целей и разработка нескольких вариантов решения проблем для корректировки сложившейся ситуации.

Несмотря на то, что работа над стратегией социально-экономического развития Республики Ингушетия еще не завершена, наши рекомендации по созданию системы стратегического управления уже начали реализовываться.

В настоящее время проводится активная работа по вовлечению органов местного самоуправления в процесс привлечения инвестиций. Перед местной властью была поставлена задача до 1 сентября текущего года внедрить муниципальный инвестиционный стандарт в каждом муниципальном образовании республики. Для обеспечения методологической поддержки сотрудниками Министерства экономического развития Республики Ингушетия были проведены выездные совещания с руководством и специалистами администраций муниципальных образований, был представлен «Атлас муниципальных практик», содержащий перечень наиболее успешных практик деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации, направленных на качественное развитие территорий и улучшение бизнес-среды на муниципальном уровне.

Еще одним примером нацеленности нынешней власти на существенное улучшение инвестиционного климата и создание условий для опережающего развития республики является активизация деятельности АНО «Агентство инвестиционного развития Республики Ингушетия».

Работа Агентства совместно с другими органами исполнительной власти Ингушетии позволила в рамках Международного инвестиционного форума в Сочи заключить 12 соглашений на общую сумму 10 млрд рублей. Речь идет о реализации на территории республики таких проектов, как строительство тепличного комплекса и логистического центра в с.п. Троицкое Сунженского района, организация серийного производства беспилотных авиационных комплексов сельскохозяйственного назначения, строительство комплекса по производству мяса птицы и городской поликлиники.

В целях развития практики реализации ГЧП-проектов, между Министерством экономического развития Республики Ингушетия и Центром развития ГЧП подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.

Также активно начата работа по созданию сети индустриальных парков в регионе. Это позволит повысить деловую и инвестиционную активность в республике, повлечет создание новых производственных мощностей и дополнительных рабочих мест.

Я привела лишь некоторые примеры позитивных изменений в республике, в целом, самым важным шагом вперед на пути к эффективному стратегическому управлению в Ингушетии является осознание, что стратегия – это, по сути, публичный договор власти и общества и от исполнения сторонами своих обязательств во многом зависит имидж региона в глазах федеральных властей, населения и инвесторов».


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.